.Фигуристка Анна Щербакова выиграла первый этап юниорской серии гран-при в Братиславе. В карьере спортсменки это был не только дебют на этапах гран-при, но и первые международные соревнования. В своем интервью журналу «Мир Фигурного Катания» Аня рассказала о турнире в Словакии, сложных прыжках, новых программах, своем хобби и домашних питомцах.
– Аня, поделись, пожалуйста, впечатлениями от выступления на Гран-при?
– Мне очень понравилось выступать в Братиславе. Это были мои первые международные соревнования, на них немного другая атмосфера. Было приятно, что зрители тепло поддерживали. Конечно, я волновалась перед стартом. Но смогла правильно себя настроить, перебороть волнение. Даниил Маркович (Глейхенгауз – прим.) в этом очень помог.
– Летом ты выступала на шоу в Японии, где на трибунах не было свободных мест. На юниорских Гран-при не так много зрителей. Это не смущало?
– Об этом я не думала. Мне было приятно, что зрители, которые пришли на каток в Братиславе, поддерживали спортсменов. Не так важно, сколько зрителей на трибунах. В любом случае, надо делать свое.
– Когда вы с тренерами решили, будешь ли ты исполнять в Братиславе четверной лутц или прокатаешь произвольную программу только с тройными?
– У нас было два варианта произвольной программы с четверным лутцем и без него. Второй мы подготовили перед контрольными прокатами в Новогорске. На прокатах решили попробовать сделать четверной. На разминке он получился, а в прокате нет. Поэтому когда вернулись к себе на каток, и в планах у меня стоял первый этап Гран-при, обсудили, что сейчас лучше не рисковать. А над лутцем будем работать на тренировках, нарабатывать его стабильность, чтобы потом вставить в программу.
– И ты согласилась, потому что понимала – это правильное решение.
– Да. Мы тренировали четверной лутц и параллельно отрабатывали оба варианта программы. Но на Гран-при в Братиславе все-таки посчитали, что в данный момент важнее показать чистый прокат.
– Из двух новых программ, какая тебе больше нравится?
– Сложный вопрос. Обе программы мне очень нравятся. Короткая программа, наверное, ближе к тому, что я уже катала до этого. Я чувствую эту музыку. В произвольной – совершенно новый для меня образ, поэтому стараюсь его рас- крыть. В этой программе я показываю два настроения, два состояния души. Нежность и доброта переплетаются с экспрессией.
– В интервью на прокатах ты рассказывала, что пришла в фигурное катание следом за старшей сестрой.
– Это так. В 3,5 года родители решили отдать меня в фигурное катание, потому что этим видом спорта уже занималась старшая сестра. Ее зовут Инна, она старше меня на 2 года. Меня взяли в ту же группу к Оксане Михайловне Булычевой и Юлии Александровне Красинской. Благодаря первым тренерам я полюбила фигурное катание. Свои первые шаги на льду я сделала на катке «Хрустальный». Для меня это родное место. Инна через какое-то время решила сосредоточиться на учебе, оставила спорт. А я продолжила. В 2013 году перешла в группу Этери Георгиевны. Она тренировала на том же катке. Я видела, как у нее занимаются старшие девочки: Юлия Липницкая, Женя Медведева. Через год, осенью 2014-го, я резко запрыгала все тройные.
– Что значит, резко?
– У меня долго не получались тройные прыжки. Только через год я прыгнула тройной тулуп, буквально через несколько дней флип и лутц, и в этом же месяце сальхов и ритбергер. Дупель был самым последним.
– Прорвало!
– Да, почувствовала, видимо, правильную технику. Начала выступать на соревнованиях. Потому что пока не прыгала тройные, пропустила целый сезон.
– Какие из первых стартов запомнились больше всего?
– На удивление, первые соревнования с тройными прыжками. Это было первенство Москвы. Я тогда стала шестой, при этом дважды упала в произвольной программе. Но лично для меня это был хороший прокат. Я была довольна, что отобралась на первенство России, потому что только-только запрыгала тройные прыжки, и собирать две программы со всеми тройными было тяжело. Я даже не расстроилась, что не все получилось, потому что эти соревнования помогли мне поверить в себя, дали мне стимул учить что-то новое и двигаться вперед.
– Помимо тройных, ты одной из первых девочек в группе попробовала четверной. Можешь описать словами эмоции, когда он получился?
– Это не было резким событием. Над четверным прыжком мы долго работали с Сергеем Викторовичем Дудаковым. Сначала прыгали со страховкой. Мне очень хотелось, наконец, его сделать. На одной из тренировок после нескольких не- удачных попыток я уже собиралась заняться чем-то другим, но Этери Георгиевна предложила еще раз попробовать. И я его впервые выехала. Все были очень рады. Но пока я не сделала четверной на соревнованиях, поэтому еще есть что показать.
– В какой момент ты поняла, что фигурное катание – это серьезно?
– Наверное, когда запрыгала тройные. Так как я долго не могла перейти с двойных прыжков на тройные, то когда это, наконец, произошло, почувствовала, что фигурное катание – это всерьез.
– Когда в прошлом сезоне ты получила травму ноги и не тренировалась достаточно долго, о чем думала?
– Сначала было тяжело. Когда такое происходит, то не понимаешь: как так? Ты уже не можешь ничего исправить, отмотать назад, переживаешь, что столько времени придется потерять. Но меня многие поддерживали. И семья, и тренеры, все писали добрые слова. Даниил Маркович приезжал к нам домой, подарил огромного медведя, который напоминал, что на катке меня ждут. Из нашей ФФККР звонили. Так что я не чувствовала себя одинокой. И ощущение – как так? – быстро прошло. Я даже приходила на костылях посмотреть на тренировки.
– Не было обидно, мол, все катаются, а я?..
– Нет. Я очень скучала по льду, поэтому мне было интересно наблюдать за тренировками.
– Какие черты характера ты хотела бы позаимствовать у своих тренеров?
– Наверное, целеустремленность. Все наши тренеры ставят перед собой цели и их добиваются.
– На контрольных прокатах и после Гран-при в Братиславе ты давала интервью, и все отметили, что у тебя правильно поставленная речь. Занимаешься специально?
– Нет. Я учусь в обычной школе рядом с домом. Стараюсь ходить туда каждый день и много занимаюсь дополнительно. Английский язык учу с репетитором.
– Не страшно было давать интервью на английском?
– После соревнований Даниил Маркович меня предупредил, что будет интервью. Спросил: «Ты же говоришь на английском? – и добавил: – Я сказал, что говоришь». И я поняла: значит, придется отвечать на английском.
– Не сомневаюсь, что ты учишься хорошо, а помимо учебы и фигурного катания у тебя есть хобби?
– Когда было много свободного времени, я сидела дома из-за травмы, то плела игрушки из резиночек. Делать мне было особо нечего, и за день я могла сплести несколько больших игрушек. Смотрела видео в интернете, как правильно, и повторяла. Сейчас эти игрушки лежат на полочках. Но я давно уже этим не занималась, немного надоело.
– Почти у всех девочек в твоей группе есть домашние животные.
– У меня тоже. Собака Бони – она прибежала к нам на дачу еще щенком. Это дворняжка, очень добрая, белая, пушистая, похожая на лайку-самоеда. Еще есть кошка Шайни породы мейн-кун. Красивая, тоже пушистая, но с характером. И недавно мы подобрали на улице маленького котенка. Из-за перенесенной болезни он совсем не видит. При этом он такой же шустрый, как обычный котенок. Его назвали Шипой от слова шипеть.
– Аня, и традиционный вопрос: что ты пожелаешь себе в этом сезоне?
– Чистых прокатов и показать четверной лутц на соревнованиях.
– Удачи и успехов.