SobralSalve
В общем. Осуществила полное, беспристрастное расследование. У меня блога нет, не знаю, куда и где можно опубликовать. Надеюсь, вы не против.
Что такое «посол» и с чем его едят?
27 августа 2019 года на специально созванной пресс-конференции глава Олимпийского комитета России объявил, что послом «команды России на XXXII Летних Олимпийских играх в Токио станет двукратная чемпионка мира по фигурному катанию Евгения Медведева.
Эта новость вызвала в обществе неоднозначную реакцию. Кто-то возмутился, какое отношение фигуристка имеет к летней Олимпиаде, а кто-то возразил, мол, всегда так делали: то теннисистку Шарапову посылали работать послом в Сочи-2014, то гимнастку Мамун – в Корею-2018.
Чтобы разобраться в этом споре, надо сначала понять, что такое «посол команды». Предупреждаю сразу, какие-то популярные мифы мы в итоге опровергнем, а что-то, наоборот, подтвердим.
Итак, в современном маркетинге «Посол бренда» (Brand ambassador) - это человек, нанятый организацией или компанией, чтобы представлять бренд в позитивном свете и тем самым способствовать повышению узнаваемости бренда и росту продаж.
Приведем пример.
Валерий Гергиев — главный дирижер Государственного академического Мариинского театра.
Наниматель: Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи (ОКОИ), Дмитрий Чернышенко.
Должность: Посол бренда «Сочи-2014».
Задачи: привлечение внимания к спортивному мероприятию «XX Зимние Олимпийские игры в Сочи 2014 года», создание положительного образа и города-хозяйки, повышение туристического потенциала региона и культурной осведомленности среди российских и иностранных граждан, а также потенциальных инвесторов, продвижение олимпийских и паралимпийских ценностей.
Цель: повысить окупаемость проекта «Сочи-2014» в краткосрочной (билеты на соревнования) и долгосрочной (повышение туристического потока) перспективе.
Валерий Абисалович принимал участие в церемонии закрытия Олимпийских игр в Ванкувере при передаче олимпийской эстафеты от Канады России, в открытии и закрытии непосредственно самих Олимпийских игр в Сочи, в непосредственной организации и проведении Культурной Олимпиады «Сочи-2014». Культурная Олимпиада стартовала за четыре года до зимних Олимпийских и Паралимпийских игр.
С остальными послами бренда «Сочи-2014» вы можете ознакомиться здесь: ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2_%C2%AB%D0%A1%D0%BE%D1%87%D0%B8_2014%C2%BB
И кстати, в перечне вы не обнаружите Марию Шарапову, потому что они никогда послом Игр в Сочи не была (первый миф разрушили, и возвращаться к нему уже не будем).
Иными словами, задача Плющенко и Слуцкой, Гергиева и Башмета и даже Давыдовой и Хоркиной – заставить МОК проголосовать за заявку Сочи в Гватемале (в случае Плющенко), уговорить россиян и иностранцев приезжать на курорты Краснодарского края.
Олимпийские игры – это глобальный проект, который требует большого вложения денег. И подобно коммерческим брендам (например, как часы «Омега», назначившие послом Клаудию Шифер и тем самым в миг поднявшие стоимость своих акций, благодаря чему вернулись в люксовый сегмент после почти трех десятилетий отсутствия в нем), они хотят свои затраты окупить. Таким образом, условный Гергиев для Сочи-2014 выполнял ту же функцию, что и Медведева для «Найка», Загитова – для «Шисейдо», а Юзуру Ханю – для Kose.
Или, например, послали Юношеских Олимпийских игр в свое время выступали: пловец Майкл Фелпс (Летние в Сингапуре), горнолыжница Линдси Вон (зимние в Инсбруке и Лиллихамере).
Также МОК рекомендует Национальным олимпийским комитетам выбирать так называемых Change-Maker’ов для участия в Юношеских Олимпийских играх. В их задачи входит общаться с юными участниками Олимпиады (которым от 14 до 18 лет), делиться опытом собственных выступлений и вдохновлять их на собственные свершения. Так, НОК США назначил послом команды на Летние Юношеские Олимпийские Игры 2018 года в Буэнос-Айресе бывшую сноубордистку Ти Уолкер.
olympic.org/news/ty-walker-cheering-team-usa-in-tokyo
А вот НОК Таджикистана в качестве «посла» отправил в Аргентину студента-волонтера (и, видимо, просто хорошего человека) Амира Урунова. Никакой информации о «после» российской команды Яне Коноваловой найти не удалось.
tj.sputniknews.ru/sport/20180218/1024783051/tajikistan-argentina-olimpiyskiye-igry-posol.html
olympic.org/news/inspirational-young-change-makers-announced-for-youth-olympic-games-buenos-aires-2018
Теперь остановимся несколько подробнее на «послах команды». Поскольку команда России – это не бренд собственно Игр.
У Игр в Токио-2020 есть свои послы. И это: Наруто, Сон Гоку, Луффи, Астробой, Сейлор Мун и другие.
gameaxis.com/otaku-stuff/son-goku-naruto-sailor-moon-just-ambassadors-2020-tokyo-olympics/
Их цель ничем не отличается от целей других послов: привлечь внимание к проводимым соревнованиям, заставить своих поклонников покупать билеты и другие продукты, выпускающиеся под брендом организатора.
И кто же такой «посол команды»? Если верить сайту NBA, то team ambassador – это бывший игрок команды, который после завершения карьеры продолжает тесное сотрудничество с руководством, посещает встречи со спонсорами, пресс-конференции, матчи, где обязательно общается с фанатами. То есть все банально – это все тот же посол зарегистрированного бренда. В данном случае – баскетбольной команды.
Вот мы и подходим к главному.
Еще в 2011 году ОКР пыталась создать бренд «Команда России», чтобы продвигать его на рынке (ну и, не давать пользоваться словами «сборная России» всуе). Авторы проекта собирались аккумулировать маркетинговые возможности федераций по «нераскрученным» видам спорта, которым поодиночке сложно привлекать топовых спонсоров и рекламодателей. Однако заключить крупных рекламных контраков не вышло, а в 2013 году и вовсе выяснилось, что «команда России/Team Russia» достались офшорной организации АНО «Спорт высших достижений» бывшего вице-президента Олимпийского комитета России Ахмеда Билалова (уволенного со своего поста за срывы сдачи олимпийских объектов Сочи).
lenta.ru/news/2013/06/21/mascot/
В 2016 году по инициативе тогдашнего президента ОКР Александра Жукова брендирование сборной решили возобновить.
tass.ru/sport/2708891
«Мы видели, что при подготовке Игр-2014 был чрезвычайно популярен сочинский бренд, - заявлял Чернышев. - Причем у самых разных компаний - производителей автомобилей, спортивной одежды, связи и т.д. Мы хотим продвинуть бренд "Команда России", который, я уверен, будет привлекательным не только в молодежной среде. Как в России, так и за рубежом».
В рамках проекта был создан сайт teamrussia.pro/, где помимо прочего есть и отдельный канал с трансляциями спортивных состязаний.
Специально для нового бренда TeamRussia был разработан новый логотип и новые маскоты дизайнерской компанией Артемия Лебедева (да-да, тот самый шапка-кот).
artlebedev.ru/roc/mascots/
Если верить их сайту, целями Национального спортивного проекта «КОМАНДА РОССИИ» является формирование и продвижение единого бренда – символа российского спорта высших достижений, лицом которого станут ведущие спортсмены. При этом никаких спортсменов на сайте не перечислено.
Таким образом, Евгения Медведева – первый в истории посол «Команды России». Что может входить в ее обязанности? Вероятнее всего: продвижение бренда, способствующее продаже маскотов или спонсорских продуктов, деление опытом с представителями летних видов спорта во время Олимпийских игр.
Итого, подведем итоги.
Имеет ли новая должность Евгении Медведевой хоть какое-то отношение к Играм в Токио или их организаторам? Нет, не имеет. Никакого. Ее работодатели – совершенно другие люди, и работает она на совершенно другой бренд.
Но СМИ пишут… Не верьте таким СМИ.
Почему на Летние игры отправляют представительницу зимнего вида спорта? Это очень странно, да, но в целом не страннее, чем назначение выполнять функции посла безымянного волонтера.
А чего это по другим послам что-то никто никаких претензий не предъявлял? Не предъявляли, потому что у команды России никогда прежде никаких послов в помине не было. Даже тех, которых обязывал назначить МОК, не говоря уж о своих собственных. Бренд, «амбасодором» которого является теперь Медведева, появился только после Игр в Рио, а во время ОИ в Корее России формально для МОК не существовало. Так что нет, Шарапова и компания тут совершенно ни при чем. Вопрос о послах непосредственно Олимпийских Игр мы разобрали в самом начале нашего поста.
Но ведь Мамун..?! Маргарита Мамун была нанята медиа-агентством Olympic Channel, чей головной офис располагается в Мадриде (Испания). Помимо сюжетов в Корее, она также снималась в ряде других, например, менялась ролями с футболисткой Хизер О’Райли или «поднимала с колен» детский гимнастический клуб. Никаким «официальным послом России» она быть в Корее не могла по той простой причине, что ни одному представителю «команды России» даже аккредитации быть выдано не могло.
olympicchannel.com/ru/original-series/detail/sports-swap/sports-swap-season-season-1/episodes/sports-swap-football-vs-gymnastics-with-heather-o-reilly-margarita-mamun/
То есть это просто еще один рекламный контракт Евгении Медведевой, как «Найк» или «Пантин»? Да.
И теперь ОКР официально платит Евгении Медведевой деньги? Да.
И каким опытом будет делиться Евгения Медведева с Софьей Великой, это же не совершеннолетние дети? Обязанности Евгении должны были быть прописаны в договоре, который она подписала совместно с Вячеславом Поздняковым. Правда, на прямой вопрос журналиста на пресс-конференции они так и не смогли ответить.
Это все схема для отмывания денег?! Понятия не имею. То, что один из руководителей ОКР таким образом уже выводил деньги за границу, совершенно не значит, что этим будет заниматься нынешний.